Добрый день! Сегодня мы поговорим с вами о том, что такое автотехническая экспертиза по материалам и делам о ДТП, для чего она проводится, какие цели и задачи ставятся при ее назначении.
Начиная наш разговор, хочется отметить, что при расследовании дорожно-транспортных происшествий, в большинстве случаев именно автотехническая экспертиза или «автотехника», как ее называют между собой профессиональные юристы, является ключевым, если не главным доказательством, определяющим судьбу дела. Причем, речь идет не только об уголовных делах о дорожно-транспортных происшествиях. Проведение автотехнических экспертиз широко практикуется в административном и в гражданском судопроизводстве.
Для чего проводится автотехническая экспертиза?
Как правило, «автотехнику» проводят в случаях, когда по делу возникает необходимость привлечения специальных познаний, которыми правоприменитель, будь то следователь или судья, не обладает. Например, водитель автомобиля, совершивший наезд на пешехода, утверждает в своих показаниях, что ехал со скоростью 40 км/ч, а свидетели заявляют, что машина двигалась гораздо быстрее. При этом, на месте ДТП был зафиксирован четкий след торможения. В этом случае имеются все основания для назначения автотехнической экспертизы, на разрешение которой необходимо поставить вопрос о скорости, с которой двигался автомобиль в момент начала образования тормозного пути. Экспертный вывод о скорости автомобиля, основанный на произведенных расчетах, будет более объективным доказательством, нежели показания участников и свидетелей ДТП.
Автотехнические экспертизы могут быть самыми разными. Различия между ними, в первую очередь, зависят от обстоятельств, которые требуется установить по тому или иному делу.

К наиболее распространенным видам экспертиз относятся следующие:
— Экспертиза на предмет исправности транспортного средства, его узлов, систем управления и агрегатов.
— Экспертиза на предмет наличия причинной связи между нарушениями ПДД и дорожно-транспортным происшествием. В России, практически по всем уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 264 УК РФ, назначаются и проводятся автотехнические экспертизы на предмет соответствия действий участников ДТП правилам дорожного движения с технической точки зрения, а также наличия причинной связи между нарушением ПДД и происшествием. Дело в том, что далеко не каждое нарушение правил дорожного движения, допущенное водителем, является непосредственной причиной ДТП. Юридическая практика знает сотни случаев, когда пьяный водитель насмерть сбивает пешехода, внезапно выскочившего под колеса автомобиля, не имея возможности предотвратить трагедию. В данном случае, факт опьянения водителя не является обстоятельством, состоящим в причинной связи с ДТП и не может расцениваться, как нарушение ПДД, влекущее наступление уголовной ответственности.
— Экспертиза по установлению скорости автомобиля, исходя из имеющихся факторов, позволяющих ее установить. На практике очень часто скорость определяется по тормозному пути автомобиля.
— Экспертиза развития механизма ДТП в целом, а также отдельных его фаз.
— Экспертиза конкретной дорожной ситуации с точки зрения технических аспектов. Например, в случае ДТП, в котором пешеход внезапно выбежал на дорогу и погиб под колесами ТС, экспертам может быть поставлен на разрешение вопрос о наличии, либо отсутствии у водителя машины техничской возможности избежать наезда на пешехода в заданных дорожных условиях путем применения экстренного торможения в момент обнаружения опасности.
— Экспертная оценка повреждений на транспортных средствах, а также следов на месте аварии. К примеру, по имеющимся повреждениям на автомобилях эксперт может высказаться о том, под каким углом произошло соприкосновение автомобилей в момент аварии и многие другие нюансы происшествия. Часто это может иметь значение, если одна из сторон ДТП дает недостоверные показания, пытаясь ввести следствие или суд в заблуждение. Помимо этого, экспертизы определения механизма образования повреждений (дефектов) ТС часто востребованы в спорах со страховыми компаниями, которые всеми правдами и неправдами пытаются уклониться от выплаты страховки, либо занизить ее сумму.
Обозначенные выше примеры – это лишь наиболее часто встречающиеся виды экспертиз. В юридической практике бывают случаи назначения сложнейших комплексных экспертиз, в рамках которых исследуются и оцениваются десятки и даже сотни различных обстоятельств, факторов и деталей, которые прямо или косвенно относятся к дорожному происшествию. Сложные и объемные экспертизы, зачастую, проводятся в течение многих месяцев. Такая длительная и кропотливая работа необходима для того, что собрать воедино сложнейший «пазл» дорожно-транспортного происшествия воедино и дать ответ на главный вопрос – кто виноват?
Как проводится автотехническая экспертиза?
Здесь все зависит от правовой ситуации, которая требует проведения экспертизы. Например, если речь идет об уголовном судопроизводстве, то в этом случае экспертиза назначается путем вынесения следователем (судом) соответствующего постановления (определения). То же самое касается и производства по делу об административном правонарушении.
В ряде случаев автотехническая экспертиза не назначается, а проводится по частной инициативе заинтересованной стороны. Однако, здесь следует иметь в виду, что в уголовном судопроизводстве такая экспертиза не может быть принята в качестве доказательства, т.к. получена не установленным процессуальным путем, а в частном порядке.

По результатам проведения автотехнической экспертизы выдается соответствующее заключение, которое приобщается к уголовному делу. Важность этого документа по ряду дел трудно переоценить. Ведь, как показывает юридическая практика, для многих правоприменителей, то бишь следователей, прокуроров и судей, выводы автотехнической экспертизы по делу являются истиной в последней инстанции, предопределяющей итоговый вывод по делу.