Мотоблок – незаменимый помощник в подсобном хозяйстве, особенно, если речь идет о жителях сельской местности. И в первую очередь, при покупке этого агрегата, всех интересует вопрос — можно ли ездить на мотоблоке по дорогам общего пользования в России и нужны ли права на этот аппарат?

Что такое мотоблок с точки зрения ПДД?

Первый вопрос, на который мы попытаемся найти ответ, звучит следующим образом — мотоблок это транспортное средство или нет?

Если заглянуть в заводскую инструкцию на мотоблок, то с высокой долей вероятности мы увидим там предупреждение о том, что эта техника не может использоваться для поездок по дорогам общего пользования и не предназначена для этого.

Кроме того, мотоблоки не подлежат регистрации в МРЭО ГИБДД и для их использования по назначению не требуется получения водительского удостоверения на право управления ТС.

В свою очередь, в ПДД указано, что транспортное средство – это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Если подходить строго формально, то получается, что мотоблок с прицепом вполне подходит под указанное определение, поскольку, как минимум, он подпадает под один из критериев ТС — перевозка грузов.

В связи с этим, я полагаю, что наиболее правильным будет определять статус мотоблока в зависимости от конкретной ситуации. Если речь идет о его использовании для распашки земли на собственном огороде, то рассматривать эту технику в качестве ТС нельзя, поскольку она не принимает участия в дорожном движении.

А вот в случае, когда мотоблок выезжает на дорогу общего пользования, он автоматически становится участником дорожного движения и должен рассматриваться именно как транспортное средство со всеми вытекающими последствиями, включая привлечение лица, управляющего мотоблоком к ответственности

По нашему мнению, именно такой подход является наиболее разумным и позволяет учесть интересы, как сельхозпроизводителей, так и участников дорожного движения.

Мотоблок фото

К слову, в настоящее время практика, в основном, идет именно по такому пути и сотрудники ГИБДД, в большинстве своем, принимают решение по мотоблокам, исходя из конкретной ситуации.

При этом, официальная позиция органов ГИБДД опирается на Решение коллегии Евразийской экономической комиссии № 25 от 12 февраля 2019 года «О классификации мотоблока (мотокультиватора) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза».

Эксперты этого органа посчитали, что мотоблок с прицепом соответствует одноосному трактору со всеми вытекающими последствиями.

На указанный документ также активно ссылаются и суды при рассмотрении жалоб.

Нужны ли права на мотоблок?

Где можно ездить на мотоблоке с прицепом без прав? Нужны ли права при выезде на мотоблоке на асфальт? Эти вопросы интересуют почти каждого хозяина, задумавшегося о покупке полезной сельскохозяйственной техники.

Ответы на них зависят от того, каким образом и где планируется использовать мотоблок. Наверняка, многие из вас видели картину, когда по краю оживленной трассы с черепашьей скоростью тащится мотоблок с прицепом, а мимо него, буквально в считанных сантиметрах пролетают машины на огромной скорости.

Несмотря на то, что рассматриваемый вопрос неоднозначный и по-прежнему вызывает массу споров, в настоящее время сформирована практика, в соответствии с которой, ездить на мотоблоке без прав по дорогам общего пользования нельзя и сотрудники ГИБДД привлекают за это к ответственности.

По каким дорогам можно ездить на мотоблоке?

Пусть и изредка, но необходимость выехать на мотоблоке на дорогу общего пользования (ДОП), периодически возникает, особенно в густонаселенных районах. Что же делать владельцу рабочей техники в такой ситуации.

В идеале, в целях соблюдения закона, по дорогам общего пользования мотоблок следует перевозить в трейлере или кузове грузовика.

Однако, на практике, владельцы этой техники повсеместно выезжают на ДОП, включая оживленные междугородние трассы.

В связи с этим, необходимо иметь в виду, что на сегодняшний день существует практика привлечения водителей мотоблоков, передвигающихся по ДОП, у которых не имеется права управления ТС, по статьям 12.3 и 12.7 КоАП РФ

Ответственность за управление мотоблоком в состоянии опьянения

Если пьяный водитель мотоблока будет пойман на дороге общего пользования, то для него все может закончиться статьей 12.8 КоАП РФ. В случае, если у водителя имеются права, то он может их лишиться, а также заплатить штраф 30 000 рублей. У тех, кто выедет на мотоблоке под хмельком на ДОП, вообще не имея прав, есть шанс загреметь под административный арест на срок до 15 суток.

Судебная практика привлечения к ответственности подвыпивших водителей мотоблоков в России имеется и она уже достаточно обширная.

Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что есть и другая практика, когда суды прекращают дела в отношении пьяных водителей мотоблоков, мотивируя тем, что эта техника не является транспортным средством в контексте примечания к статье 12.1 КоАП РФ.

Более того, на этот счет имеется даже решение Верховного суда РФ, который отменил все предыдущие решения нижестоящих судов и прекратил дело, посчитав, что водитель мотоблока не может являться субъектом административной ответственности по ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ.

В целом, вопрос этот является дискуссионным и судебная практика в разных регионах России по такого рода делам может заметно отличаться.