
Судебные органы получат право возвращать протоколы об административных правонарушениях для устранения выявленных недостатков.
Правительством Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы внесен законопроект, предусматривающий внесение изменений в КоАП РФ. Целью поправок является разрешение процессуальной проблемы, связанной с ненадлежащим оформлением протоколов об административных правонарушениях. К таким недостаткам относятся, например, отсутствие подписи составившего протокол должностного лица, ошибки в персональных данных правонарушителя, неверное указание даты составления протокола, отсутствие подписи нарушителя или отметки о его отказе от подписания и другие подобные случаи.
Законопроект направлен на урегулирование ситуаций, когда устранение указанных недостатков путем вызова в суд должностного лица, составившего протокол, затруднительно или невозможно (например, в связи с болезнью, территориальной удаленностью и т.д.).
При этом, Правительство считает нецелесообразным наделение судей полномочиями по самостоятельному устранению недостатков в материалах дела. По мнению Кабмина, это приведет к возложению на судебные органы несвойственных им функций и нарушит принципы независимости и беспристрастности судебной власти, поскольку судья фактически будет выполнять функции стороны обвинения.
Процессуальные детали предложенных изменений:
- Судья или иной уполномоченный субъект административной юрисдикции будет вправе вынести определение о возвращении материалов дела об административном правонарушении в орган, составивший протокол, для устранения выявленных недостатков. Данная процедура должна осуществляться в ускоренном порядке.
- Устранение недостатков протокола об административном правонарушении и других материалов дела должно быть произведено в срок, не превышающий трех суток с момента поступления материалов в соответствующий государственный орган.
- Определение о возвращении материалов дела может быть обжаловано
С точки зрения адвокатского сообщества, предлагаемые поправки могут существенно ограничить возможности в выстраивании линии защиты, основанной на недостатках административного протокола.