Непривычное поначалу для отечественного автолюбителя словосочетание «аварийный комиссар», постепенно вошло в обиход, хотя, многие водители и сегодня понятия не имеют, кто это такой и в чем заключается его работа.
Кто такие аварийные комиссары?
Если подходить к вопросу строго формально, то в российском законодательстве такое понятие, как «аварийный комиссар» нигде не встречается и никакого правового статуса у этих людей не имеется.
На практике, под этим красивым названием понимается обычный посредник, который за определенную плату занимается решением вопросов, касающихся оформления ДТП, получения страховой выплаты и общения со страховой компанией от имени одного из участников аварии. Пользование помощью этих посредников является делом сугубо добровольным и навязывать их услуги водителям никто не вправе.
Аварийных комиссаров, как правило, вызывают при ДТП, в которых суммы ущерба позволяют по закону разойтись без оформления с помощью ГИБДД, хотя приглашают их и для работы по более масштабным авариям.
Хотя, чаще всего, на практике, аварийных комиссаров на место ДТП никто не вызывает, а они появляются там сами, получая оперативную информацию о дорожных происшествиях, пользуясь связями в органах, либо отслеживая ситуацию в «Яндекс.Картах».
Аварийные комиссары могут работать не только на рынке автострахования, однако, в России массовым явлением они стали именно после введения системы ОСАГО.

В чем заключается роль аварийного комиссара на месте ДТП?
Аварийный комиссар, вызванный на место ДТП, как правило, занимается вопросами, которые имеют значение для дальнейшего успешного получения страховых выплат потерпевшим. В круг этих вопросов может входить:
- Правильное заполнение документов на месте ДТП, фото или видеофиксация обстоятельств аварии и повреждений и т.п.
- Последующее оформление всех документов, необходимых для получения страховой выплаты, общение со страховщиками
Опытный аварийный комиссар способен оформить ДТП за 15-20 минут. Причем, многие из них получают оперативную информацию о произошедших в городе ДТП по своим «каналам» и зачастую, приезжают туда раньше всех, к удивлению участников аварии.
Это важно: в соответствии с законом, необходимость в вызове аварийного комиссара на место ДТП ничем не установлена и его присутствие там совершенно не предусмотрено и не регламентировано
Стоит ли вызывать аварийного комиссара?
Увы, но объективного ответа на этот вопрос не существует. Это все равно, что спросить, что лучше: сделать ремонт в квартире самому или нанять бригаду строителей?
Вызов аваркома – дело сугубо добровольное и зависит от наличия у водителей, попавших в ДТП, свободного времени и денег, которые им не жалко отдать за оформление ДТП.
Как правило, если участники аварии способны сами составить европротокол и не имеют разногласий, аварийный комиссар им может быть ни к чему. Все вопросы, связанные с ДТП, можно оформить и решить самостоятельно, по закону водитель не обязан для этого пользоваться чьей-то помощью.
Однако, как и во многих других сферах жизни, многим людям проще заплатить деньги за какую-то услугу, нежели тратить время и силы на самостоятельное решение вопросов, в которых они не являются специалистами. Как правило, именно такие водители и являются основными клиентами аварийных комиссаров.
При этом, многие комиссары, учитывая большую конкуренцию, заинтересованы в качественном выполнении своей работы, поскольку, это работает на его репутацию. Хотя, нечистых на руку людей среди представителей этой «профессии» тоже хватает, поэтому, любые предложения, поступающие от аваркомов, нужно тщательно обдумывать.
Возможность вызвать аварийного комиссара сегодня есть далеко не у всех жителей России. Чаще всего, этой услугой сегодня пользуются жители крупных городов, а вот для водителей из глубинки и сельской местности аварийные комиссары по-прежнему в диковинку.
В любом случае, решать, что лучше: вызывать ГИБДД, аварийного комиссара или вообще никого не вызывать и оформить происшествие самостоятельно – это личное дело участников ДТП