Знак машина фото

Добрый день, уважаемые посетители сайта! Сегодня в рубрике «Юридический ликбез» мы поговорим о теории и практике назначения такого уголовного наказания, как лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, назначаемого судами по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 264 и 264.1 УК РФ.

Отличия от лишения права управления в порядке КоАП РФ

Лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением ТС, назначаемое в соответствии с УК РФ, отличается от административного лишения прав своей юридической природой и последствиями. Это уголовное наказание, которое влечет за собой не только запрет управлять транспортом, но и судимость.

В отличие от КоАП РФ, который предполагает, что лишить водителя права управления ТС можно только в том случае, если у него имеется водительское удостоверение, в уголовном судопроизводстве наличие или отсутствие «корочки» не имеет никакого значения.

Назначить уголовное наказание в виде лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением ТС, могут лицу, у которого нет и никогда не было «бумажных прав»

Что касается фактического содержания этих двух видов наказаний, то в обоих случаях суть одна и та же – наложение  запрета управлять автомобилем и иными транспортными средствами на определенный срок.

Является ли этот вид наказания обязательным?

Ответ на поставленный вопрос зависит от того, по какой статье предъявлено обвинение. Применительно к статьям 264 и 264.1 УК РФ, в большинстве случаев, при вынесении обвинительного приговора, суд в обязательном порядке назначает к основному наказанию дополнительно лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением ТС.

По состоянию на дату публикации данного материала (январь 2022 года), единственная статья, по которой виновник может избежать лишения права управления ТС – часть 1 ст. 264 УК РФ (нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью)

Санкция этой статьи дает суду выбор применять, либо не применять лишение права на свое усмотрение. Как показывает судебная практика, при определенных обстоятельствах шансы остаться с правами по делам данной категории могут быть весьма высокими, а в случае прекращения дела за примирением сторон они являются стопроцентными.

УК РФ

По всем остальным составам статьи 264 УК РФ (части 2-6), а также по ст. 264.1 (повторное управление ТС в состоянии опьянения) наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением ТС, назначается судом в обязательном порядке

Единственным шансом сохранить права по этим статьям является применение статьи 64 УК РФ, которая гласит, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, суд вправе не назначать дополнительное наказание, даже, если оно предусмотрено санкцией статьи в качестве обязательного.

Однако, на практике статья 64 УК РФ по автодорожным преступлениям применяется редко.

Срок наказания

На сегодняшний день, в соответствии с санкциями статей 264 и 264.1 УК РФ, а также, положениями ст. 47 УК РФ, максимальный срок лишения права, назначаемого в качестве дополнительного наказания, составляет 3 года.

На практике, «стандартный» срок, который назначают суды по указанным статьям, редко бывает меньше 2 лет

Особенности отбывания наказания

По статьям 264 и 264.1 УК РФ рассматриваемое нами наказание назначается только в качестве дополнительного.

В тех случаях, когда лишение права назначается к основному наказанию в виде реального лишения свободы, принудительных работ, содержанию в дисбате, ареста, то его срок начнет течь только после фактического освобождения осужденного.

Если же основное наказание не связано с изоляцией от общества (обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, условное осуждение), то  срок лишения права начинает течь со дня вступления приговора в законную силу.