
После распада СССР миллионы граждан, проживавших и работавших в советских республиках, вернулись в Россию, где продолжили свою трудовую деятельность. Многие из них при достижении пенсионного возраста столкнулись с проблемами, которые связаны с подтверждением трудового стажа, заработанного в союзных республиках, как до 1991 года, так и в постсоветское время.
На консультацию ко мне обратилась женщина, которая значительную часть своей трудовой деятельности осуществляла в Казахской ССР и Республике Казахстан, а затем, в конце 1990-х годов переехала в Россию, где продолжила работать.
В 2023 году она обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области (ОСФР) с заявлением о назначении ей пенсии по старости в соответствии с п. 1.2. ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку, она относится к категории женщин, родивших трех детей и воспитавших их до достижения ими возраста 8 лет, достигших возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
Решением ОСФР в установлении пенсии по старости было отказано.
В качестве оснований для отказа в назначении пенсии были указаны следующие обстоятельства:
- При определении права на досрочную пенсию в соответствии со ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» не могут быть учтены дети, рожденные и воспитанные на территории Республики Казахстан
- Отсутствует документальное подтверждение трудового стажа в Казахстане с 1992 года до момента выезда в Россию
Изучив ситуацию, законодательство и судебную практику, я посоветовал этой женщине попытать счастья в суде.
Подготовленное мной исковое заявление, обосновывалось следующим образом.
В соответствии с п. 1.2. ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет, при наличии индивидуального пенсионного коэффициента, который в 2023 году должен быть составлять не менее 25,8.
Доводы ОСФР о том, что при определении права на досрочную пенсию в соответствии со ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» не могут быть учтены дети, рожденные и воспитанные на территории Республики Казахстан являются незаконными, поскольку, пункт 1.2 части 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» не содержит каких-либо положений, согласно которым право гражданина РФ на досрочную пенсию может быть признано лишь в том случае, если дети были рождены и воспитывались на территории РФ (РСФСР)
Отказ ОСФР учесть трудовой стаж моей доверительницы, приобретенный в Казахстане с 1992 года по момент ее выезда в Россию, также был оспорен в суде.
Так, статьей 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года предусмотрено, что документы, необходимые для установления инвалидности, определения права на пенсию, назначения и выплаты пенсии, выданные в соответствии с законодательством одного государства-члена, признаются другим государством-членом без проведения установленных законодательством этого другого государства-члена процедур признания таких документов.
Аналогичная норма содержится и в Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года.
Отказывая в назначении пенсии, ОСФР сослался на Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года. По мнению ОСФР, для подтверждения трудового стажа требуется получение специального формуляра, предусмотренного Порядком исполнения этого соглашения.
Однако, согласно статьи 12 указанного Соглашения, назначение и выплата пенсии за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств до 2019 года были урегулированы Соглашением от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения». В числе участников данного соглашения значится Республика Казахстан.

Поскольку, весь трудовой стаж моей доверительницы в Казахстане был приобретен до 2019 года, его подтверждение через специальный формуляр, предусмотренный Соглашением от 2019 года, не требуется.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 г., для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Кроме того, согласно разъяснения Минсоцзащиты РФ (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР»), следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств — участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств — участников Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств — республик бывшего СССР» утверждены рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств — республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах — участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 января 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства — участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию, независимо от уплаты страховых взносов.
Соответственно, страховой стаж, приобретенный на территории государства — участника Соглашения от 13 марта 1992 г. после указанной даты и до 1 января 2002 года, учитывается без подтверждения компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Рассмотрев дело, суд согласился с нашими доводами и обязал ОСФР назначить истцу досрочную пенсию с включением в страховой стаж периодов работы на территории Казахстана.
Решение вступило в законную силу.
Ознакомиться с текстом решения на сайте суда можно по этой ссылке.
Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что по имеющейся информации, в настоящее время многие территориальные подразделения ОСФР в разных регионах России отказывают в назначении досрочной пенсии женщинам, имеющих троих и более детей, обосновывая это тем, что дети рождены и воспитывались не в России (РСФСР), а на территории бывших советских республик. Такие отказы, на мой взгляд, незаконны и могут быть оспорены в судебном порядке