Слово «оферта» происходит от  латинского «offero», что в переводе означает «предлагаю».

С публичной офертой мы сталкиваемся практически ежедневно. Например, в магазинах, где на прилавках выставлены товары с ценниками, либо на заправке, где любой желающий вправе приобрести бензин.

Законодательное определение публичной оферты содержится в статье 437 ГК РФ, которая гласит следующее:

Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта)

В переводе на более понятный язык, это означает, что, например, выставляя товар на прилавок, магазин делает публичное предложение широкому кругу лиц, т.е., посетителям, купить этот товар.

При этом, публичность этого предложения означает, что магазин обязуется продать товар любому человеку, который пожелает его купить. Отказать в продаже товаров или услуг, выставленных на условиях публичной оферты, продавец не вправе.

Главный признак публичной оферты

Основным признаком публичной оферты является то, что она адресована неограниченному (широкому) кругу лиц. Говоря простыми словами, магазин, выставивший товар на прилавок, обязан продать его любому желающему.

Шопинг тележка

Публичная оферта всегда адресована неопределенному кругу лиц

Вторичным признаком публичной оферты является наличие существенных условий договора. Например, если речь идет о товаре, который продается в магазине, то таким условием выступает его цена.

Считается ли реклама публичной офертой?

Реклама будет считаться публичной офертой, если в самом рекламном предложении не будет сделано на этот счет никаких оговорок (ч. 1 ст. 437 ГК РФ).

Большинство рекламодателей пользуются правом на такую оговорку. Как правило, при размещении рекламных материалов они делают небольшую пометку о том, что данное рекламное предложение не является публичной офертой. Это делается для того, чтобы у рекламодателя не возникало обязанности заключать договор с любым обратившимся к нему лицом.