
Привычка оплачивать товары и услуги с помощью банковских карт и смартфонов уже настолько прочно вошла в нашу жизнь, что многие люди вообще перестали иметь при себе наличные деньги.
Сегодня подавляющее большинство торговых точек имеют специальные терминалы для безналичной оплаты, однако некоторые магазины по-прежнему работают только с наличкой.
Почему так происходит и каким образом этот вопрос регламентируется на законодательном уровне — читайте в сегодняшнем материале рубрики «Правовой ликбез».
Какие магазины обязаны иметь терминал для безналичной оплаты?
Вопросы установки POS-терминалов для безналичной оплаты товаров и услуг регламентируются различными нормативными актами и в первую очередь, статьей 16.1 Закона «О защите прав потребителей».
По состоянию на дату публикации этого материала (июль 2022 года) закон гласит, буквально, следующее:
Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя, владельца агрегатора), у которого выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий календарный год превышает двадцать миллионов рублей
То есть, говоря более простым языком, если продавец (ИП, юрлицо) имеет общую годовую выручку свыше 20 миллионов рублей, то он должен установить POS-терминал в своих магазинах. При этом, во внимание берется не выручка с одного магазина, а общий совокупный доход предпринимателя или компании.
Исключение составляют магазины, которые расположены в местности, где отсутствует техническая возможность установки терминала (нет доступа к сети Интернет).
Также, от обязанности устанавливать терминал освобождаются конкретные торговые точки (магазины, киоски, отделы и т.п.), в которых годовая выручка не превышает 5 миллионов рублей, даже если общая совокупная выручка предпринимателя или фирмы со всех торговых точек составляет больше 20 миллионов. В этом случае установка терминала на таком объекте является делом добровольным.

Существует ли ответственность за отсутствие терминала?
Как показывает практика, далеко не все магазины, особенно в российской глубинке, торопятся устанавливать терминалы для безналичной оплаты.
При определенных обстоятельствах, владелец такой торговой точки может быть привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 14.8 КоАП РФ – «Нарушение иных прав потребителей».
В соответствии с санкцией этой статьи, за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, установлены следующие штрафы (актуально на июль 2022 года):
- Для должностных лиц и ИП – от 15 до 30 тысяч рублей
- Для юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей
Контрольным органом, в обязанности которого входит проведение проверок по фактам подобных нарушений и принятие мер к нарушителям, в России является Роспотребнадзор