В сражении человечества с пандемией коронавируса, на самом переднем краю борьбы оказались медицинские работники. По статистике, на сегодняшний день большинство из них были заражены COVID-19 и перенесли его с теми или иными последствиями.
В целях социальной поддержки медиков, государство гарантировало каждому из тех, кто заразился коронавирусом на рабочем месте, дополнительные страховые выплаты, предусмотренные Указом Президента РФ № 313 от 6 мая 2020 года «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников».
Однако, как показало время, практическая реализация этого Указа оставляет желать лучшего.
Сегодня, в рубрике «Правовой ликбез» я расскажу, кто из числа медиков имеет право получить страховку за коронавирус и как на практике соблюдается это право.
Кому из медицинских работников положена страховка за COVID-19?
Категории медработников, которые вправе претендовать на получение выплат, прописаны в Указе Президента РФ № 313 от 6 мая 2020 года » О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников».
К ним относятся:
- Врачи
- Средний и младший медперсонал
- Водители скорой помощи
Обязательными условиями для получения страховки является:
- Заболевший медик должен был непосредственно работать с инфицированными пациентами при исполнении своих должностных обязанностей
- У заболевшего, помимо COVID-19, должно быть диагностировано вызванное коронавирусом заболевание из числа указанных в перечне, установленном Распоряжением Правительства РФ № 1272-р от 15.05.2020 года (вирусная пневмония, ОРВИ и др.)
- Заболевание должно повлечь наступление временной нетрудоспособности работника
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий лишает медработника права на получение выплаты
Размеры страховых выплат зависят от наступивших в результате заболевания последствий. Например, COVID-19, осложненный пневмонией, дает право на получение страховки в сумме 68 811 рублей.

Порядок получения страховки
В идеале, оформление страховки за коронавирус должно проходить сравнительно легко и быстро. Процедура выглядит примерно так:
- Заболевший медик подает заявление (уведомление) о рассмотрении страхового случая. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие диагноз и факт признания временной нетрудоспособности
- Получив уведомление, работодатель назначает комиссию по расследованию страхового случая, в которую, помимо сотрудников больницы, входит представитель ФСС России (этот орган является распорядителем выплат)
- Задача комиссии – справедливо и объективно разобраться в том, действительно ли работник заболел коронавирусом при выполнении своих служебных обязанностей и является ли указанный случай страховым. Если ответ на этот вопрос положительный, в территориальный отдел ФСС направляется соответствующая справка, на основании которой производится выплата
Однако, как показывает практика, на этапе комиссионного расследования страхового случая и начинаются основные проблемы.
Почему медикам отказывают в признании страхового случая?
Как показывает практика, комиссии по расследованию страхового случая проводят свои заседания формально и часто отказываются признавать, что заражение медработника произошло на рабочем месте. При этом, такие решения далеко не всегда бывают справедливыми.
Так, в моей практике имелся случай, когда медицинская сестра, работавшая в непосредственном контакте с несколькими инфицированными больными во время врачебного приема, получила отказ с довольно странной формулировкой – “не работала в непосредственном контакте с зараженными больными”. Справедливые возражения о том, что выполнение обязанностей медсестры во время врачебного приема это и есть «непосредственная работа» с больными, были проигнорированы
И это при том, что еще в 2020 году Минздрав направил во все регионы письмо, где было черным по белому сказано о том, что все сомнения относительно причин заражения коронавирусом должны трактоваться в пользу медиков.
К сожалению, количество медиков, которым их же коллеги несправедливо отказали в праве на получение страховки, достаточно велико. Единственным вариантом для них остается писать жалобы в вышестоящие органы по линии Минздрава и прокуратуру, либо обращаться в суд и затем в течение длительного времени ждать, решится ли вопрос в их пользу.