В российском гражданском праве франшиза, обозначающая в переводе с французского «льгота», известна как договор коммерческой концессии (ст. 1027 ГК ПФ).
Сущность франшизы заключается в том, что одна сторона договора (франчайзи) покупает у второй стороны (франчайзера) готовую модель ведения бизнеса в той или иной отрасли, включая право использования товарного знака (бренда), фирменного стиля, репутации, рекламных материалов и т.д.
Договор франшизы: как это работает на практике?
Для того, чтобы было более понятно, что такое франшиза и в чем ее смысл, приведу пример:
В городе N живет предприниматель, который хочет заработать денег в сфере производства и продажи пиццы. Однако, на этом рынке большая конкуренция и чтобы раскрутиться с нуля и привлечь клиентов, потребуется много времени и вложений. Взвесив все за и против, предприниматель решает работать по франшизе под уже известной и раскрученной в России маркой. С этой целью он заключает с представителем указанной марки договор коммерческой концессии и начинает делать пиццу под уже раскрученным брендом, который не нуждается в рекламе
Разумеется, все это не бесплатно. За возможность использования популярного бренда франчайзи вносит франчайзеру первоначальную сумму денег, которая называется паушальный взнос, а затем платит так называемое роялти – регулярные платежи, размер которых устанавливается договором.
Разумеется, открыть свое дело по франшизе без определенного стартового капитала не получится, но зачастую, это оказывается дешевле, чем создавать и продвигать свой бренд с нуля.
Плюсы и минусы франшизы
Бизнес-модель, работающая на условиях франшизы, давно и успешно опробована во многих странах мира. Кое-где по такой схеме работают более половины от общего числа всех мелких и средних предпринимателей.

В России договоры коммерческой концессии пока еще не так популярны, как на Западе, однако, число деловых людей, работающих по франшизе, постоянно растет, так как, коммерсанты видят на примере своих коллег по цеху, что при грамотном подходе к делу это может быть выгодным.
Основные преимущества работы по франшизе заключаются в следующем:
- Экономия на маркетинге
- Благоприятные ожидания на старте (присоединение к известному бренду гарантирует быстрый приток клиентов)
- Не нужно ничего придумывать. Модель ведения успешного бизнеса уже давно «откатана» и опробована
Вместе с тем, у франшизы в бизнесе есть и свои минусы:
- В некоторые виды бизнеса стоимость «входного билета» по франшизе очень высока и может доходить до миллиона долларов
- Зачастую, в договоре коммерческой концессии прописывают чувствительные финансовые санкции («отступные») за односторонний отказ от сотрудничества
- Работа по франшизе предусматривает жесткие условия ведения бизнеса в рамках правил, установленных правообладателем бренда. В некоторых случаях это касается даже сущих мелочей. Многих предпринимателей такая зависимость не устраивает