Ни для кого не секрет, что практически в любом крупном супермаркете при желании можно найти просроченные товары. По закону владельцы магазина обязаны утилизировать такую продукцию за свой счет.

Однако, в действительности такое происходит далеко не всегда, поскольку, утилизация просроченных продуктов питания стоит недешево и многие торговые сети предпочитают оставить такой товар на полках, подвергая здоровье покупателей серьезным рискам.

Что делать и кому жаловаться, если вы обнаружили продажу просроченного товара? Об этом читайте в сегодняшней статье в рубрике «Юридический ликбез».

Что делать покупателю при обнаружении просроченного товара?

Прежде всего, следует отметить, что продажа просроченных товаров категорически запрещена даже по самым бросовым ценам. Практика установления больших скидок на «просрочку»  является незаконной, поскольку, товар с истекшим сроком реализации вообще не должен находиться на полках и стеллажах магазина.

Потребитель, который обнаружил, что он купил продукцию с истекшим сроком годности, согласно статье 503 ГК РФ и ФЗ  «О защите прав потребителей», имеет право:

  • Получить свои деньги обратно в полном объеме. При этом, доводы продавца о том, что упаковка товара вскрыта или повреждена, не могут приниматься во внимание
  • Потребовать замены товара на аналогичный товар надлежащего качества
  • Если такого же продукта уже нет – продавец должен заменить его на аналогичный товар другой марки, с пересчетом стоимости

Реализовать эти права покупатель может даже после того, как он принес товар домой и там увидел, что он просрочен. Для этого, при покупке желательно сохранять чек, однако, даже его отсутствие не является препятствием для возврата или замены товара. В этой ситуации покупатель вправе привлечь на свою сторону свидетелей, либо использовать другие доказательства, например, фото- или видеосъемку.

Также имеет смысл потребовать у продавца «Книгу жалоб, отзывов и предложений» и оставить в ней соответствующую запись.  Отсутствие такой книги в торговой точке является нарушением, влекущим административную ответственность по ст. 14.15 КоАП РФ.

Если решить вопрос с продавцом мирно не получается, необходимо составить письменную претензию. Ее можно либо отдать представителю администрации лично, либо направить заказным письмом.

Составление жалобы в Роспотребнадзор

Помимо непосредственного восстановления прав покупателя, законом для продавца просроченных продуктов предусмотрена еще и ответственность. Для того, чтобы запустить эту процедуру, необходимо обращаться в местное отделение Роспотребнадзора. Сделать это можно заказным письмом, лично, либо через интернет-приемную на сайте ведомства.

Форма обращения свободная, однако, для его скорейшего рассмотрения  в жалобе рекомендую указать следующие сведения:

  • Название и адрес торговой точки
  • Ф.и.о., адрес, телефон покупателя
  • Краткое описание произошедшего (где, когда, и какой просроченный товар был куплен).
  • Требование о принятии мер к виновному продавцу
  • Список документов, подтверждающих факт продажи (сам товар, чек, фотографии и т.д.)

Судебная практика

В России судебные иски потребителей против продавцов уже давно не редкость, хотя такого размаха, как в странах запада она еще не достигла. Да и по правде говоря, рассчитывать на взыскание таких сумм, какие присуждают покупателям американские суды, нашим потребителям не приходится.

Один из самых показательных примеров подобного рода – дело Генри Уокера, который при посещении супермаркета застрял в деревянном поддоне с арбузами и сломал ногу.  Иск Уокера к магазину завершился взысканием в его пользу компенсации в сумме 7,5 миллионов долларов! Весьма крупные компенсации западные суды взыскивают с магазинов и за продажу просроченных продуктов. Во многом, именно такие «драконовские» санкции и заставляют владельцев торговых точек тщательно следить за тем, чтобы на прилавках не появлялась просрочка

В России судебная практика, к сожалению, идет другим путем и суммы компенсаций за продажу просрочки оказываются гораздо более скромными.

Кроме того, далеко не все люди готовы принципиально судиться с крупными торговыми сетями за просроченный йогурт или колбасу, неся временные и финансовые затраты. Однако, в целом, при грамотном юридическом сопровождении, такие дела имеют неплохую перспективу.