Одним из самых актуальных вопросов для собственников крупнотоннажных грузовиков является весовой контроль, которому подвергаются фуры в пути. Ведь штрафы за перегруз, которые могут наложить на грузоперевозчика, повергают в шок своими размерами.
Как избежать санкций и что делать, если штраф уже назначен? Об этом поговорим в сегодняшней статье рубрики «Юридический ликбез».
Для чего нужен весовой контроль на дорогах?
Контроль за массой грузовых автомобилей необходим для предотвращения предельно допустимой нагрузки, которую оказывают многотонные фуры на дорожное полотно. Ни для кого не секрет, что именно тяжелые грузовики больше всего разбивают дороги.
Кроме того, перегруженный автомобиль может быть попросту опасен для окружающих, так как его поведение на дороге становится непредсказуемым и даже опытный водитель не всегда способен контролировать устойчивость такой фуры.
Основным документом, в котором прописаны весовые нормативы для фур, является Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
В этих Правилах весьма подробно говорится о допустимых значениях нагрузки для разных категорий дорог, типов транспортных средств и т.д. Опытные грузоперевозчики, особенно те, кто уже попадал на большой штраф, стараются выучить этот документ чуть ли не наизусть.
Главным критерием, который берется за основу при производстве весового контроля, считается величина нагрузки на одну ось грузового автомобиля, а также общая допустимая масса ТС.
На сегодняшний день при осуществлении весового контроля используется 2 основных метода: 1) Взвешивание фуры на стационарных или передвижных пунктах контроля с участием сотрудников Ространснадзора; 2) Автоматическое взвешивание с помощью так называемых «рамок», которые установлены на трассах.
Второй вариант предполагает, что общая масса, а также осевые нагрузки машины фиксируются прямо на ходу. В случае выявления перегруза, информация о нарушении поступает в режиме онлайн в электронную систему, после чего перевозчику придет «письмо счастья» с солидным штрафом.

В настоящее время перегруз, не превышающий значения 2%, не является наказуемым
Размеры штрафов за перегруз
Ответственность за превышение допустимой массы грузового автомобиля установлена статьей 12.21.1 КоАП РФ, которая состоит из 11 частей. При этом, конкретный размер штрафа зависит от степени перегруза и от того, кто привлекается к ответственности.
К примеру, если речь идет о ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ (превышение массы ТС или нагрузки на ось от 2 до 10%), то штрафы в этом случае таковы:
- На водителя – от 1000 до 1500 рублей
- На должностное лицо, ответственное за перевозку – от 10 000 до 15 000 рублей
- На юридическое лицо – от 100 000 до 150 000 рублей
В определенных случаях, штрафы по данной статье могут достигать огромных значений. Так, для юридических лиц по части 6 ст. 12.21.1 они составляют 500 000 рублей.
В случае, когда нарушение было выявлено системой, работающей в автоматическом режиме, штрафные санкции могут быть применены только к собственнику автомобиля
Как оспорить штраф за перегруз фуры?
Как показывает практика, штрафы, наложенные на грузоперевозчиков по ст. 12.21.1 КоАП РФ, оспаривают очень часто, особенно, когда речь идет об ИП или юридическом лице. И это неудивительно, учитывая драконовские размеры санкций.
Обжалование постановлений, вынесенных по ст. 12.21.1 КоАП РФ, осуществляется в общем порядке, установленном главой 30 Кодекса. Срок для подачи жалобы – 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Целесообразность и перспективы подачи жалобы в каждом конкретном случае лучше всего обсудить с юристом, однако, если речь идет об огромном штрафе, то, на мой взгляд, всегда есть резон опротестовать его.
Как можно обжаловать шраф в размере 350 тысяч за весовой перегруз что нужно сделать
В установленный законом срок (10 суток со дня вручения или получения копии постановления) необходимо составить и подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении.